Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
Реализуя
одну из задач годового плана по развитию у детей мыслительных, речевых и
творческих способностей через организацию познавательно-исследовательской и
опытно-экспериментальной деятельности, в МБДОУ детский сад № 62 города Белово с
декабря 2011года проходили различные мероприятия. Был подготовлен и проведен
семинар-практикум «Роль педагога в формировании у детей навыков самостоятельной
умственной и поисково-исследовательской деятельности».
Программа
семинара была разработана совместно с творческой группой, под руководством
воспитателя Калугиной Ирины Алексеевны. На семинаре были представлены:
методическая литература по поисково-исследовательской деятельности, конспекты
занятий по данной теме, примерное перспективное планирование по каждой возрастной
группе, анкеты для родителей «Ваше отношение к поисково-исследовательской
деятельности ребенка». Работу начали с деловой игры «Проверь свои способности».
Далее были предложены консультации. Воспитатель Федулова Алина Леонидовна в
своей консультации раскрыла требование к оформлению уголков экспериментирования
и значимость созданных условий для развития познавательной активности детей.
Воспитатель Кулебакина Виктория Валерьевна подготовила для педагогов
консультацию «Типы исследования», предложила памятки, в которых напомнила какие
можно проводить с детьми опыты, рассказы-путешествия по «реке времени», по
карте, коллекционирование. Воспитатель Кузьмина Марина Алексеевна подготовила
для педагогов методические рекомендации «Форма организации поисково-исследовательской
деятельности в детском саду».
В январе провели смотр-конкурс уголков
экспериментирования. Творческой группой было разработано положение о
смотре-конкурсе. Педагоги поставили перед собой следующие задачи: 1.
Создать максимальные условия для развития познавательной активности детей в
процессе экспериментирования. 2.Содействовать
укреплению связи МБДОУ с семьей.
3. Показать свой опыт, творческий подход в организации уголков
экспериментирования.
В результате участники смотра-конкурса
были награждены дипломами: «За лучшее эстетическое оформление»; «За лучшую
куклу - персонаж», от имени которого проводятся развивающие занятия; «За лучшее
оформление карточек – схем»; «За лучший конспект познавательного занятия с
элементами экспериментирования».
Работа по данной теме продолжается. Разрабатываются исследовательские
проекты. Презентация этих проектов будет проходить на педсовете.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя
успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания
между родителями и педагогами. Родители должны осознавать, что они воспитывают
своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает
его, формирует его личность.
В
индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через
различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости
повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько
правы те, кто строит свое общение с
ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто
поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое,
самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов,
явлений, действительности.
Нам
хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А Сухомлинского: «Умейте
открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы
кусочек жизни заиграл перед детьми всеми
красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку
захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания
интереса
детей к познавательному экспериментированию.
Несколько советов для родителей по развитию
поисково-исследовательской активности детей.
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
·
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам
кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее
качество, как любознательность.
·
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п.
— ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
·
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и
самостоятельность ребенка.
·
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности
ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к
этому виду деятельности.
·
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной
активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто
приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил,
требований. Так ли это?
·
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка,
инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель
навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
·
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях,
любознательность: она порождает потребность в исследовании.
·
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами
и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив,
связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и
приятно, помогать ему в этом своим участием.
·
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно
объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как
можно.
·
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до
конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша
положительная оценка для него важнее всего.
·
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с
ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться
желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите
о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение
формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Дата: 03.02.2012г.
Зам. зав. по ВМР Светлана Григорьевна Стецова
|